Максим Евдокимов, SUMTEL: «Рынок ШПД Киева все еще позволяет «отбирать» абонентов»

Максим Евдокимов, SUMTEL

Summa Telecom (Sumtel) в Украине — молодая компаниия, чуть более полугода оказывающая услуги ШПД абонентам Оболонского района Киева. Поэтому, с кем как не с директором Sumtel Максимом Евдокимовым, можно поговорить о киевском рынке бродбенда, о перспективных районах столицы и «карте ШПД»?

«Веб-Телеком»: Несмотря на то, что уровень проникновения ШПД в Киеве по-прежнему не превышает 50%, провайдеры выбирают районы с высотной застройкой и «отвоевывают» абонентов у конкурентов. Ваша компания, например, выбрала Оболонь своей стартовой площадкой. Расскажите, пожалуйста, почему был выбран именно этот район и каковы его особенности?  Какие еще районы Киева привлекательны для провайдеров ШПД, а какие еще долго будут довольствоваться бродбендом от «Воли» и беспроводным интернетом?

Максим Евдокимов: Существует различная оценка проникновения ШПД в Киеве. Она варьируется от 45% до 65%. Кто-то считает беспроводной ШПД, кто-то не считает домосетки (СПД и частные сообщества). В одном можно быть уверенным — рынок ШПД Киева все еще позволяет набирать и, что немаловажно, позволяет «отбирать» абонентов. Выбор того или иного района определяется прежде всего простым экономическим показателем —  себестоимость подключения одного домохозяйства (CAPEX/Home passed). Привлекательность такого района Киева как Оболонь обусловлена прежде всего относительно новой и относительно многоэтажной застройкой. Учитывая, что себестоимость подключения одного дома практически идентична вне зависимости от этажности дома, то в пересчете на одно домохозяйство многоэтажный дом (особенно с малым количеством подъездов, типа «свечка») является наиболее перспективным с точки зрения рентабельности. Схожими по привлекательности районами Киева являются Троещина и Осокорки. Именно эти районы наиболее «избалованы» вниманием ШПД-операторов. Как пример, среднее количество домохозяйств в доме в Оболони составляет 120-150, в то время как среднее количество домохозяйств в доме на Подоле составляет 45-60.

«Веб-Телеком»: Есть ли «подводные рифы», возникающие при разработке стратегии расширения абонбазы провайдерами ШПД?

М.Е.: Трудности развития ШПД-сети, конечно же, есть. Как и в любом другом бизнесе. Начинается все с того, что оператору необходимо определиться, каким образом он планирует строиться: в соответствии с «жесткой» буквой закона или же используя «альтернативные» пути. По некоторым аналитическим отчетам, на сегодняшний день в Киеве существует более 120 операторов различного уровня. Если «откинуть» операторов, которые строго ориентированы на корпоративный сегмент рынка, то останется около 100 . Большая часть этой «сотни» используют так называемые «воздушки». То есть, прокладывают волоконно-оптические линии связи (ВОЛС) по крышам домов. Данный вид строительства ВОЛС не является уникальным. В частности, в России ВОЛС прокладываются таким же образом. Но разница с той же Россией состоит в том, что в Украине данный вид строительства ВОЛС не является «до конца» легальным. Поэтому крупные операторы не рискуют своими инвестициями и уводят свои ВОЛС в телекоммуникационную канализацию. А так как данный транспорт на 90% принадлежит госкомпании «Укртелеком», то операторы сталкиваются с заградительными тарифами монополиста, что также не способствует быстрому развитию ШПД в Украине. Но даже если пройти все эти трудности и выйти на финишную прямую, то на этапе «последней мили» оператор сталкивается с отсутствием соответствующей инфраструктуры в домах. Так, в частности, в более 30% домов Киева слаботочный стояк не был рассчитан ни на какие другие коммуникации, кроме телефонной «лапши». С приходом новых технологий (Интернет, кабельное телевидение) слаботочные стояки многих домов оказались недостаточными. Но даже если оператор готов «рубить» собственный слаботочный стояк, то помимо всей разрешительной документации на данный вид работ, оператор сталкивается с противодействием жильцов дома, так как «рубка» стояка процесс шумный и грязный.

«Веб-Телеком»: Назовите основные преграды, мешающие «интернетизировать» все киевское население?

М.Е.: В качестве основных преград для «интернетизации» Киева можно назвать следующие:

— Отсутствие четкого и «жесткого» регулирования операторов ШПД. Либо «воздушки» запрещены и тогда должна вестись борьба с «нелегальными» сетями и операторами. Либо «воздушки » разрешены и тогда должны быть выработаны и предложены адекватные тарифы на использование городской инфраструктуры для прокладки ВОЛС по крышам домов. В настоящий момент данные вопросы не регулируются комплексно и мы узнаем о тех или иных решениях или даже акциях из новостей (когда в Харьковской области были массово обрезаны «воздушки» нескольких крупных операторов связи, что тут же было названо нечистоплотной конкуренцией со стороны «Укртелекома»).
— Отсутствие должного лицензирования операторов ШПД. В настоящий момент для оказания услуг доступа в Интернет конечным потребителям никакой лицензии не требуется, что и позволяет большому количеству частников «предпринимать» в этой области.

«Веб-Телеком»: Можете ли приоткрыть завесу тайны о планах вашей компании: каковой будет карта покрытия бродбендом от «Суммы» через год? каковы стратегические планы?

М.Е.: Говоря о планах на период, всегда вспоминается «народная мудрость»: хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах. Те темпы роста абонентской базы в Оболонском районе Киева, которые мы имеем по итогам прошедших 6 месяцев, позволяют нам с уверенностью смотреть в будущее. Уже в 2010 году мы планируем предложить свои услуги еще в двух районах Киева — Подольском и Днепровском. Говоря о стратегических планах, мы их не меняли и по-прежнему нацелены занять место в тройке крупнейших проводных ШПД-операторов Киева.

Запись опубликована в рубрике Новости телекома с метками , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.
  • Step

    Лучшего руководителя я еще не встречал. Считаю его эталоном современных руководителей.

  • Ммм, вы работаете в Summa? Так спросите Максима напрямую.

  • Bizya_

    А как же объяснить трудности с зп сотрудникам… Сначала надо быть честным с коллективом а потом строить бизнес… Как говорят рыба гниет с головы…

  • CommuniKATE

    Познавательная статья! Спасибо! Цели попасть в «тройку» амбициозны, но с чем черт не шутит! ))