Телеком Крыма не спешит прощаться с Украиной

В “дореферендумное” время агитаторы за российский выбор Крыма упустили весьма важный козырь, способный убедить продвинутого пользователя мобильного интернета. В России не только пенсии выше и солдат больше. В России есть 3G. Впрочем, референдумная агитация работала скорей “для галочки”, ведь еще в середине января “Ростелеком” уже знал, как всё будет и неспешно начал тянуть в Крым оптоволокно.

Ситуация по факту

В данный момент в Крыму у населения иссякают запасы гривны и начинают появляться рубли. На полуострове работают украинские операторы сотовой связи, включая CDMA. Тарифные сетки — в гривнах. Легко ли будет оплатить контрактный счет, пришедший с материка? В банке — без проблем. Приносишь рубли, покупаешь виртуальную гривну и рассчитываешься ею. С препейдом — немного сложнее. Карточки пополнения в фирменных магазинах продают только за гривны, у дилеров возможны расчеты в любой валюте. Как сообщили нам в «Альфа банке», популярные в народе IBox рубль не принимают. В “Приватбанке” прокомментировали, что несмотря на проблемы работы банка на территории Крыма, интернет-маркетинг «Приват24» работает без сбоев. Механизм пополнения собственного гривневого счета рублями в банке описать отказались.

Пока Ростелеком не дотянул до Крыма оптоволокно (впрочем, автор статьи никакого кабеля не видел, поэтому утверждать о процессе укладки кабеля не будет) — на полуострове действует украинский код сети +380, поэтому крымчане могут звонить на материк по обычным украинским тарифам. Если в будущем будет произвена замена кода сети на +7, самыми популярными видами связи Крыма и Украины будут Skype, Viber и им подобные сервисы.

Но кто и при помощи какого оборудования будет реформировать местный телеком — рассмотрим далее.

Сколько G может быть у Крыма?

Многие читатели помнят захватывающую историю про “выдачу” украинским операторам “большой тройки” лицензий на пользование частотами диапазона 2100 МГц, подходящими для развития сетей стандарта UMTS. В деле были замешаны политики последних двух поколений — от Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко до Виктора и Александра Януковичей, Сергея Левочкина и Рината Ахметова. В результате — лицензия на частоты по-прежнему находится только у ахметовского “Укртелекома”, а конверсией частот, нужных украинским военным, так никто и не занимался.

Теоретически теперь ничто не мешает всем операторам, которые останутся на полуострове, включить абонентам полномасштабный UMTS (3G), и в пользу этого есть доводы:

— Если Россия считает Крым своей территорией, она обязана обеспечить там UMTS, поскольку стандарт есть на всей территории России.

— Украинским военным в Крыму частоты уже не нужны, поскольку на момент написания статьи уже стало известно, что и.о. президента Украины распорядился вывести украинские войска с территории Крыма из-за угроз со стороны РФ.

Кстати, связь крымским военным отключали тихо и планомерно: “Мы, <…>, думали что они армейские волокна топором порубят, а тут такой позор… Ночью на узел приходят «вежливые», офицер достает схему связи узла с подробными пометкам где чего, и четко так чпок-чпок и вытащил конкретные патчкорды”.

Но вот на чьем оборудовании мобильные операторы развернут связь нового для Украины формата? В “МТС Украина” нам сообщили, что “для масштабного запуска 3G на полуострове «МТС Украина» по-прежнему нужны лицензии на 3G”. В “Киевстаре” говорят, что компания “продолжает работать без изменений – согласно действующим правилам, процедурам и лицензионным условиям”.

Коллизия в том, что Украина и наши операторы сотовой связи не признают Крым в качестве отдельного государства или как территорию Росии. Следовательно, действуют в рамках украинского правового поля. Значит, сделать связь нового поколения в Крыму могут только компании, пришедшие извне.

Мы направили запросы российским операторам «большой тройки» и те были единодушны в своих ответах: о входе на территорию Крыма говорить пока рано.

Роман Химич, аналитик экспертной группы Netton.Telecom, считает, что «для запуска радиотехнологий 3-го и 4-го поколения на территории Крыма необходимо, в первую очередь, пройти процедуры согласования с военными. Традиционно именно в Крыму с этим (согласованием интересов гражданских и военных пользователей) было особенно туго, поскольку российские военные демонстративно игнорировали соответствующие процедуры, предусмотренные соглашениями о размещении ЧФ. В результате, например, украинские операторы не могли по факту использовать часть принадлежащих им частот — российские военные попросту игнорировали их, операторов, преимущественные права.

Как поведут себя те же самые военные в новой ситуации, предсказать сложно. С одной стороны, в РФ военные и прочие силовики обладают намного большим влиянием, нежели их украинские коллеги. Тем  более в условиях конфронтации с Украиной, которая, возможно, затянется на долгие годы.

С другой стороны, если в Кремле решат осчастливить крымчан современной связью, как у белых людей, оспорить это волевое решение будет некому. Тем более, что технология согласования интересов всех сторон в РФ уже хорошо отработана: операторы получают лицензии за символические деньги, а военные получают от операторов деньги на обновление своего оборудования.

Поэтому, скорее всего, UMTS в Крыму появится в течении полутора-двух лет. Возможно и раньше», — завершает свою мысль Роман Химич.

Время построения UMTS-сети на полуострове подтверждает и на наш источник в компании Ericsson: “В газете “Капитал” писали, что с января ведутся работы по прокладке кабеля. По срокам прокладки для подводных кабелей не могу точно сказать, но субъективно думаю, что нужно не меньше, чем полгода. Плюс по полуострову кабель надо куда-то дотянуть, а для этого кроме технической реализации, нужно провести много бумажной работы. Далее: слухи о том, что у украинских операторов все оборудование UMTS-ready, очень преувеличены”. Исходя из данных, полученных от вендора сетевого оборудования, запуск UMTS-сети возможен по прошествии не менее полутора лет, если учитывать только временной, а не финансовый фактор.

Если подвести итоги, то для реформирования телекоммуникаций нужны новые субъекты хозяйствования, поскольку существующие субьекты действуют в украинском правовом поле. Только на первый взгляд нам кажется, что “Билайн” и “Киевстар”, “МТС” и “МТС Украина” — одно и то же. Это разные компании, и процесс передачи инфраструктуры “материнской” структуре может затянуться надолго. Впрочем, возможен и выкуп крымских активов “отцовскими компаниями”. С “Астелитом” вообще не ясно — Turkcell (с долей Altimo) и СКМ пока продолжают предоставлять услуги населению Крыма. И вряд ли что может помешать компании это делать в ближайшем будущем, разве что появление “Мегафона”, первого претендента на выкуп активов компании в Крыму. Оператор “Интертелеком”, несмотря на довольно слабые позиции на полуострове, сдавать позиции не собирается — в компании не видят проблем в изменении геополитического выбора Крыма.  Принадлежащий группе “Приват” CDMA-оператор Peoplenet в Крыму практически отсутствует (впрочем, как в целом по Украине). А ситуация с операторами широкополостного доступа в интернет (в частности, с Укртелекомом) — тема отдельной статьи.

Запись опубликована в рубрике Госрегулирование, Разное с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.